Экс-советник президента России Андрей ИЛЛАРИОНОВ: «Если Украина нацелена на защиту суверенитета и территориальной целостности, нужно выбросить Минск-2 в глубокую помойку»
— Путин полностью выполнил свою программу на пять по пятибалльной шкале и на 10 или 9,5 — по 10-балльной, — отметил Андрей Илларионов. — Ему важно было перевести стрелки: отвлечь внимание от Украины на другие темы. Такой темой, естественно, для значительного количества европейских западных стран является ближневосточный кризис. Поэтому не случайно Путин посвятил столько времени своего выступления именно этой проблеме. А об Украине он сказал мельком, в своем особом стиле — известную историю, не имеющую ничего общего с жизнью.
Главная его задача заключалась в том, чтобы максимально избежать концентрации международного внимания на агрессии против Украины. И в какой-то степени ему это удалось, потому что Украина не стала центральной темой обсуждения Генассамблеи. Хотя, по большому счету, Генеральная Ассамблея — организация, созданная в целях поддержания мира по итогам Второй мировой войны на европейских руинах и нацеленная на поддержание мира во всех регионах мира, но прежде всего в Европе.
Если ситуация на Ближнем Востоке не связана с прямой агрессией, а лишь с возникновением новых вооруженных структур, то российско-украинская война полностью и прямым образом подпадает под определение агрессии.
После выступления Путина состоялась его встреча с Обамой. Пока официальной информации о ее содержании нет. Но Путин дал пресс-конференцию российским журналистам, и его ответы были во многом предопределены задаваемыми вопросами. Эти вопросы касались исключительно Сирии, Ближнего Востока. Не было ни одного вопроса про Украину. Затем один из анонимных представителей американской администрации дал Reuters и другим источникам свои комментарии, и они касались также Сирии и Ближнего Востока. По крайней мере, ни одна, ни другая сторона не подтвердили, что Украина обсуждалась на этих полуторачасовых переговорах. Впрочем, это не значит, что этого не было, но пока такой информации нет.
Путин заработал сразу несколько карт, которые могут позволить ему добиться нужных результатов в Украине, не прибегая пока к массированным военным действиям. Эти карты — давление на украинское руководство через Обаму и через Меркель и Оланда — так называемую нормандскую четверку.
Уже сейчас западные лидеры начинают оказывать давление на украинское руководство, и в дальнейшем они будут его только усиливать. Понятно, что у них какие-то претензии есть и к России, и к Путину, но они касаются вывода иностранных войск. А поскольку предъявить наличие российских войск пока никто из западных лидеров не решался, в переговорах этот аргумент отбивается достаточно легко.
Что является камнем преткновения сейчас, так это объявленные в «ДНР» и «ЛНР» местные «выборы». Если Путин сыграет так же рискованно, но с широким маневром, как он играл в последнее время, он может «добиться» отмены этих выборов в октябре, и тогда у украинской стороны практически не останется каких-либо козырей, которые можно было бы ему предъявлять.
Тогда практически все давление со стороны западных лидеров обрушится на украинскую сторону. Противостоять ему, мне кажется, нынешнее руководство Украины будет не в состоянии. И наконец-то осуществится заветная мечта Путина по впихиванию «Лугандонии» назад в тело Украины с соответствующими изменениями законодательства, Конституции.
Сейчас с помощью сирийского гамбита Путин, как мне кажется, сделал очень серьезный шаг для выхода из «украинской петли», из той войны, в которую он себя поставил. Как мы видели из вчерашних кадров, он уже реально прорвал международную полуизоляцию, находясь за одним столом со всеми международными лидерами, включая Обаму и генсека ООН.
И мы вновь возвращаемся к теме, которую обсуждали в течение последних шести-семи месяцев, об исключительной вредоносности «Минска-2» для Украины. Пока это соглашение существует, существует реальная угроза суверенитету и территориальной целостности Украины. Эта проблема не решается ни переговорами в нормандском формате, ни выступлениями в ООН, в том числе и украинского Президента. Эта проблема решается только одним способом — выходом из Минска-2. А вместо него Устав ООН, та самая система международных отношений, та самая система международного права, которой он посвятил значительную часть своей речи.
В этой ялтинско-потсдамской системе четко прописана неприкосновенность международно признанных границ, восстановление их безотносительно к каким-либо причинам, устранение созданных новых границ. На месте украинского руководства надо было бы изначально руководствоваться Уставом Организации Объединенных Наций, Хельсинским актом 1975 года, Соглашением о создании Содружества Независимых Государств, двухсторонним большим договором между Украиной и Россией, Будапештским меморандумом.
Во всех этих документах есть подписи российской стороны, в которых она полностью и безоговорочно признает международно признанную границу Украины. В Минских же соглашениях ничего подобного нет, поэтому, если украинские власти нацелены на защиту суверенитета и территориальной целостности своей страны, то им нужно выбросить Минск-2 в самую далекую и глубокую помойку и обратиться к основам международного права. В том числе и к тем основам, о которых такую проникновенную речь произнес вчера Владимир Путин.